"Флэшка национального маштаба" - Вячеслав Ахунов

Публицистическое эссе-размышление художника о формировании исторической памяти.

- Так что же происходит с историей и с нами?

- Повторю вновь: приглашаю поразмыслить вместе со мной…"

Из статьи Баходыра Мусаева "Вперед в прошлое (взгляды не специалистов)"


"Без памяти – без сознания", - говорят в народе.



Дорогой Баходыр, благодарю тебя за приглашение "поразмыслить". На самом деле, иногда с низины своего пенсионного возраста находит желание высказать мнение по разным вопросам, по-стариковски ворча. Предупреждаю сразу: если "заблуждения" варвара, то есть мои личные "заблуждения", каким-то образом затронут твои гипперпатриотические чувства узбека, то милостиво прошу откинуть прочь нашу национальную забаву: вначале, улыбаясь и мирно беседуя, затаить обиду, потом проводить, обнять и распрощаться, а уж затем "стукнуть" куда следует. Шучу!

Привожу две цитаты из твоей статьи "Вперед в прошлое (взгляды не специалистов)":


"В отношении же узбекистанского общества, лично у меня, в результате знакомства с избранными работами дипломированных специалистов по истории Центральной Азии, складывается впечатление, что здесь уже никого не волнует проблема исторической правды".

"Есть основание озадачиться не из праздного любопытства: кто же мы в своей основе, среднеазиатские тюрки или узбеки?"


По-моему проблема исторической правды давно ни кого в мире не волнует. Специалисты занимаются сверкой различных исторических источников, не более, понимая, что правда, тем более историческая, не более чем миф, нечто парящее высоко в небе, облако. Правда не мыслит свое существование вне открытого общества, а ты знаешь, что лично я не отношу наше общество к таковым. Надо еще иметь мужество признаться в том, что тебя, живущего в этом режимном, закрытом обществе, волнует правда, историческая или современная. Проблема исторической правды в западной цивилизации, вступившей в эпоху постисторизма (то есть живущей в максимуме после конца линеарной истории) стала не актуальной. Для восточной цивилизация максимум развития еще не наступил, и какое-то время она будет находиться перед самым концом истории. Это как с поясами времени: на Курилах настало утро, а у нас в Ташкенте только наступает вечер. Меня, как не специалиста, совершенно не волнует проблема идентичности узбеков или монголов-моголов. Для меня ясно одно: в битве со временем и пространством выиграла самая расторопная и мужественная часть тюркского этноса, - турки-османцы, сумевшие поразить мир во всех отношениях. Турки показали себя как умелые, мужественные воины и как искусные строители. Эта самая продвинутая часть тюркского этноса, которой удалось создать цивилизованное, экономически развитое, светское, современное государство с открытым обществом, высокой культурой и прекрасным современным искусством. А до этого создала тюркскую империю Османов, которая держалась не только на одних штыках и устойчиво существовала вплоть до 20-го века. Империя монгола Тимурленга, созданная на насилии, массовом терроре, подкупах и подавлении всякого инакомыслия, распалась на следующий день после смерти диктатора.

Пока наше государство проигрывает им исключительно по всем параметрам. Как мне видится, мы являемся представителями государства варваров! К сожалению. И ведем себя ровно так, как положено современному варвару: живем в бедности, грязно, скученно, однообразно, неинтересно, серо, склочно, ругаемся друг с другом, потом ругаем всех вокруг, искажаем традиции, боимся начальника, боимся сказать правду, с удовольствием доносим, воруем, даем и берем взятки, прелюбодействуем, предаем, раболепствуем, крайне не терпеливы к чужому мнению и как положено в таком случае, глядим на окружающие нас народы надменно, свысока своего варварского положения. Гордимся уникальной терпеливостью, безголосостью и отменной работоспособностью своего народа. Исконное свое, тюркское, номадское, потеряли, взамен приняв другое, таджикско-иранское, до одурения твердя, что все имеющееся в наличии исконно свое. И культура, и музыка, быт и кухня, одежда, искусство и обычаи переняты. Первое время еще лето проводили в собственных юртах, в степи или на джайляо, в горах. Потом растеряли и это. В локайцах еще теплиться настоящая узбекская кровь. Гордимся многочисленными преступлениями кровожадного хромца, монгола Тимурленга как своими собственными, находя им различного рода оправдания. Кстати, монголы (моголы) не входят в тюркский этнос. Это другой, пришлый народ. Завоеватели и оккупанты. И не надо узбекам, киргизам, казахам докучать монголам-моголам своим мнимым родством. Монгол есть монгол, а тюрк есть тюрк! В одном случае мы себя считаем тюрками, в другом узбеками, в силу определенных обстоятельств, момента, исходя из удобства. И нас не смущает подобная тавтология (вода водянистая). И нет парадокса в том, что первым среди монгольских ханов принял ислам хан Узбек. От него и пошло: "Чьи вы люди?" - "Хана Узбека!" "Кто вы?" - "Узбеки!" То есть люди определенных тюркских родов, принявшие ИСЛАМ вслед за своим общим руководителем, вождем, хозяином. МУСУЛЬМАНЕ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ, значит. Хотя часть родни этих племен и родов, ранее откочевавшая в Междуречье-Маверанахр, давно уж приняла ислам. Поэтому не любим вспоминать казахскую поговорку о том, что узбек родной брат казаха, а киргиз является дальним родственником. Нет, пришлые тюркские племена не растворились в таджикско-иранском этносе. Расселились компактно, в основном вне городов. Помимо исконного скотоводства, научились заниматься земледелием, садоводством, огородничеством, приняв оседлый образ жизни, а с ним чужую культуру и быт, превратились в ревностных мусульман. В городах появилась билингва, двуязычие. Городские тюрки заняли нишу посредничества в торговле между степью и городом. Но традицию брачных взаимоотношений сохранили старую, – юношей женили на девушках из другого тюркского племени и рода, а девушек отдавали в другое племя и род. Компактное расселение, тесная племенная связь и верность традиции накладывали табу на браки между представителями разных этносов, тюркского, например и таджикско-иранского. В городах, например в Самарканде и Бухаре, жили изолированно друг от друга, кварталами. Евреи в одном, тюрки в другом, таджики в третьем, иранцы в четвертом. Такое деление сохранилось и по сей день. Смешанные браки – это результат советизации, перекодирования сознания (социалистической перековки), следовательно, БЕСПЯМЯТСТВА. Сейчас вновь восстанавливается статус-кво: исключительно редки браки между уйгурами и узбеками, таджиками и узбеками, таджиками и казахами, казахами и уйгурами. У туркмен почти не встречаются подобные браки. У уйгуров еще свежа память о насильственной ассимиляции китайцами.

Я помню как моя родная бабушка Саломат-Ой, жена моего деда Ахуна Каландара, уроженка кишлака Беш-Тал андижанского уезда, вспоминая, недоумевала: "В один день мы, все наши родственники, соседи и люди окрестных кишлаков стали узбеками! Мы потеряли свою родовую тамгу. А потерявшего свой род и тамгу ждет огромное горе, - беспамятство! Теперь мы живем только в несчастье". Так для меня синонимом слова УЗБЕК стало слово БЕСПАМЯТСТВО, быть без памяти, не иметь памяти. А ведь на самом деле, какое это большое горе, потерять родовой знак! На современном языке ГЕРБ! Значит, потерять независимость и собственную историю. Не спрашивали узбек ты, киргиз или таджик, но спрашивали какая у тебя тамга. Родовые тамги потеряли навсегда. Свыше, из Москвы народ обязали представлять нацию новоявленного государства, вручили флаг и герб-тамгу Узбекской ССР. Местный народ принял игру и так вжился в роль, изображая нацию, что искренне поверил что так на самом деле и есть. В этом отношении наши родные братья казахи тоже не худшие лицедеи. В конце прошлого века, едва опомнившись от подаренной Ельциным независимости, срочно нарисовали новую тамгу и флаг. Так просто? Вековое выкинули и забыли, а сиюминутному, наспех сработанному поклоняемся? Нет, не так просто все! Мы попали в мертвую точку и теперь не в силах сдвинуть собственную историю ни вперед, ни назад. Заклинило!

Моя бабушка Саломат-Ой была права насчет несчастья. Самым большим грехом у тюрков считался инцест и брачная связь внутри одного рода, приносящая понижение жизнестойкости, сводя на нет качественную репродуктивность. Вместе с родовой тамгой часть тюркского этноса (современные узбеки) потеряла НАВИГАЦИОННУЮ СИСТЕМУ, - древний способ ориентации внутри тюркского этноса, чтобы избегать кровосмешения с ближайшими родственниками. С появлением назначенной свыше социалистической нации УЗБЕК и первого государства - Узбекской Советской Социалистической Республики со своей тамгой и знаменем, были аннулированы межродовые отношения, сами племена и роды, их тамги, - все то, что являлось механизмом навигационной системы для полнокровной жизнедеятельности тюркского этноса. В инерционном периоде, вплоть до 50-х годов прошлого века люди еще знали родовые отличия и могли без боязни женить сыновей и отдавать замуж дочерей. Затем наступило полное БЕПАМЯТСТВО. Теперь не ведаем КТО МЫ, но знаем, что когда-то являлись частью огромного тюркского этноса. Из нашего сознания стерлось предупреждение о грозящей опасности: ВСТУПЛЕНИЕ В БРАЧНЫЕ СВЯЗИ МЕЖДУ РОДСТВЕННИКАМИ ОПАСНО И ГРОЗИТ ПОЛНЫМ ВЫРОЖДЕНИЕМ НАРОДА! Даже дикие звери генетически запрограммированы не вступать в подобные связи.

Поэтому вопрос о идентичности узбеков и тюрках лично для меня давно решен и лишен всякого смысла. Потерявший голову о волосах не плачет. Я представитель народа, впавшего в историческое беспамятство. Я уважаю не впавшие в историческое беспамятство народы и их уникальные культуры, которые не пребывают в беспамятстве и дети которых не входят в брачные отношения с ближайшими родственниками. Особо турков-османцев за то, что благодаря их великой созидательной деятельности современный мир узнал о существовании тюрского этноса и его богатой культуры. Я надеюсь на народную, глубинную память: что-то, ведь, еще сохранилось.

Память, памятник, памятливость, памятка агитатора и революционера, например, памятный знак, день, год, памятовать и так далее. Памятник. Скульптурный, архитектурный, надгробный, археологический, письменности. Перечислять можно долго все, что связано со способами архивирования и воспроизведения сохраненного.

Без сознания. Находиться в бессознательном состоянии. Значит, быть неспособным мыслить, рассуждать и определять свое личное отношение к действительности. Быть до такой степени больным, что потерять способность сознавать, воспринимать сознанием, понимать, а значит быть лишенным возможности заниматься созидательной деятельностью, творчеством. Без творческого начала, способности творить, человек не способен осознать, что такое быть свободным, независимым.

Любая, даже малая зависимость, есть путь в рабство, в какой форме оно не является.

Метаморфоза превращения в раба начинается с утери памяти. Существуют изощренные технологии по перекодированию сознания, через разрушение, демонтаж существовавшего, ставшего частью нашей общей памяти, в частности, имеющей дело с личностями и объектами, нашей жизнью в данный исторический момент, историей рода, семьи, историей страны, нации и т.д.

Чтобы не утратить память, надо иметь при себе флэшку или носитель памяти, рекомендуют современные психологи и дантисты. Лучше в собственной голове. Не всплывающая из беспамятства информация, как и потеря ее, вызывает нервную дрожь и зубную боль.

Частью современного сознания стало выражение "карта памяти", связанное с электронными носителями разного вида и формата. Другими словами, каждая эпоха формирует свою «карту памяти» в виде архива. Путем накладывания одной карты на другую возникает возможность их сличения. В результате удостоверения берущих начало в предыдущих картах истоков можно легко отслеживать произошедшие или происходящие изменения, сравнивать координаты и отклонения былых и настоящих маршрутов, связанных с нашей деятельностью. То есть, я имею в виду некое картографическое дело со своим инструментарием и процесс работы над картой памяти, начиная с момента фиксации событий в различных областях жизнедеятельности и знаний, определенных идей, традиций, а также создание удобной для пользователя навигационной системы. Это и есть документирование, архивирование, создание реестров, указателей, ссылок, комментариев, памяток и т. п.

Каждому поколению в наследство достаются "карты памяти", архив, которым можно использовать как во благо, так и во вред. Но мне кажется, что вся человеческая история, это непрерывный процесс палимпсест(изма). То есть, соскабливания или смывания с карт памяти всего, не ложащееся в прокрустово ложе текущего политического момента. На современном уровне "форматирование и переформатирование карты памяти". Почти каждый, без исключения, взобравшийся на вершину пирамиды власти правитель крупного или мелкого масштаба, районного или республиканского масштаба, начинает свой палимпсест, свое выскабливание из предыдущей истории на его взгляд "ненужное нашему народу", "ради блага и процветания нашего народа". Отныне только он единолично решает ЧТО НУЖНО и ЧТО НЕ НУЖНО НАРОДУ для его процветания. Так происходило 6000 лет назад, так происходит на наших глазах и с нашего молчаливого согласия. Древние египтяне соскабливали с каменных плит имя и изображения зачинателя единобожия, реформатора Эхнатона, уничтожали поставленные в его честь скульптуры.

Современные узбеки, у которых история так мала, что поместиться на половинке стандартной египетской плиты, если ее нанести резцом в виде иероглифов, хотят знать живую, а не мертвую историю своего народа, но им вручают фальшивую, левую флэшку, подобие "карты памяти" с различного рода фальсификациями.

Схожие процессы происходят на всем постсоветском пространстве, в Москве и Киеве, на Кавказе, Закавказье и у наших среднеазиатских соседей, казахов, туркмен, таджиков, киргизов. Их лидерам не пристало руководить новообразованиями с сомнительной историей. Им нужна "серьезная" история страны и народа, уходящая вглубь веков, прямо к эпохе, если не палеолита, мезолита, неолита, то хотя бы энеолита и бронзы. Но для этого нужно создать "новую карту памяти". Вернее, руководствуясь универсальной присказкой "во благо народа", сфабриковать ее, выдавая за оригинал. Даже нет нужды спускать свыше указание в соответствующий научный институт. Там уже, предваряя желание, кипит работа по созданию "новой карты памяти", над флэшкой национального масштаба. Вернее, фабрикуется. Не научный институт, а "фабрика по исполнению мечты Хозяина".

Россияне, например, не желают знать о том, что у Национального Героя №1 Александра Невского мать была татаркой, а отец наполовину татарин, что стычка на льду Чудского озера была выиграна благодаря помощи подоспевшей родни, татар.

Что князь Донской буквально через год после небольшой кутерьмы, прозванной лукавыми монахами, переписчиками летописи, "Куликовской Великой Битвой" (тот еще палимпсест или переформатирование "карты памяти"!) приполз в Золотую Орду с веревкой на шее, посыпая голову пеплом. Был прощен своими родственниками, татарами, как бедокур и проказник, и после этого, сняв с себя княжье бремя, "победитель Орды" ушел в монастырь, стал простым монахом.

Зачем портить карту памяти, так лихо сработанную монахами-пиарщиками!

Кто-кто, а церковь виртуозно владела технологиями по перекодированию массового сознания. Потом эти техники применили в своих целях коммунисты, фашисты и сионисты. Сейчас их применяют многочисленные команды современных фараонов на всем постсоветском пространстве. Достаточно проанализировать череду "свободного волеизъявления народа" на выборах глав государств. Особенно яркая картина подобных выборов была продемонстрирована миру в среднеазиатских республиках и Закавказье!

Россия занимает ведущее место в мире по созданию ФНМ – флэшек национального масштаба и национального достоинства. Снабдили каждую сельскую и городскую школу оригинальными версиями "карт памяти". И каждый создатель оригинальной версии бьет себя в грудь, утверждая, что именно его трактовка истории родного государства самая точная и правдивая в веренице правдивых!

У нас в Узбекистане с предыдущей "карты памяти" или флэшки национального масштаба, расчищая тропинку для восхождения в "историю независимого государства" Хозяина, старательно выскабливаются целые исторические слои, многочисленные события, имена государственных деятелей и выдающихся личностей. Создается нейтральный фон, на котором можно было… ясно без слов. Никакой конкуренции! Только избирательная "память"! По указке свыше. Или в силу каприза, дурного в данный момент настроения. Еще в силу совершенно нелепых обстоятельств, связанных с поведенческими мотивами. А может быть с сезонно обостряющейся болезнью? Бог его знает! Пути господни неисповедимы.

Как положено в государстве варваров, после торжественного вручения независимости пышным цветом расцвела дискриминация по национальному признаку. Не ко двору узбекскому пришлись выдающиеся деятели культуры, науки и искусства: уйгуры, таджики, татары, русские и других наций.

Вымарали, выскоблили, стерли всякое упоминание о первом руководителе образованного по инициативе коммунистов в 1924 году государства узбеков, Узбекской ССР. Я имею в виду Председателя Центрального Исполнительного Комитета Узбекской ССР Юлдаша Ахунбабаева (1885-1943). И памятники Юлдашу Ахунбабаеву, как честь и память о первом руководителе государства узбеков, в камне, бронзе и бетоне… как памятники в честь Эхнатона, соскоблили, уничтожили, убрали с глаз и памяти долой. Продолжим дальше. Вот начальный список вымаранных, стертых, выскобленных из современной "карты памяти", флэшки национального масштаба:


Ярматов Камиль Ярматович (1903-1978) – актер и режиссер кино, Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат государственных премий, один из основателей кинопроизводства в Узбекистане. Узбекской киностудии и улице было присвоено его имя. Национальность: Таджик.

Ашрафи Мухтар Ашрафович (1912-1975) , композитор, дирижер, Народный артист СССР, лауреат государственных премий, художественный руководитель и главный дирижер Узбекского театра оперы и балета. Государственной консерватории Узбекистана и улице было присвоено его имя. Национальность: Таджик.

Хамза Хакимзаде Ниязи (1889-1929) – Народный поэт Узбекистана, драматург, основатель Узбекского театра, первые образцы пролетарской поэзии на узбекском языке. Областному и республиканскому театрам, городам и улицам было присвоено его имя. Национальность: Таждик.

Маннон Уйгур – драматург, писатель, общественный деятель. Его именем был назван Государственный театрально-художественный институт. Национальность: Уйгур.

Фуркат (Фиркат) Закирджан Халмухаммед (1858-1909), узбекский поэт демократ. Умер в Яркенде, где жил последние 18 лет. Бронзовый памятник Фуркату, установленный в парке генерала Сабир Рахимова!? Был демонтирован и уничтожен в 90-х годах, улица переименована. Национальность: Уйгур.

Беньков Павел Петрович(1879-1949), живописец, Заслуженный деятель искусства Узбекской ССР, Мастер пленерной живописи. Сыграл выдающуюся роль в становлении современного изобразительного искусства и в воспитании национальных художников Узбекистана. Художественному государственному училищу было присвоено его имя. Национальность: Татарин.

Бородин Сергей Петрович (1902-1974), Народный писатель Узбекистана, лауреат государственных премий, автор трилогии "Звезды над Самаркандом". Национальность: Татарин.


Продолжить дальше?! Список будет весьма длинный и солидный.

А многочисленные памятники. Где они? Утилизированы, подобно памятнику Фуркату.


Ясно одно: история, которую не выбирают, но творят, ваяют во времени и пространстве, у нас явно не аристократична. Скорее плебейская. И формируется «научным» плебсом. Поэты, прозаики и художника, ученые, режиссеры, архитекторы и политики не дотягивают до статуса представлять Великую Нацию. Даже захудалого подобия Чингиза Айтматова не существовало и не существует. В сущности, это плебс, называющий себя представителями искусства, науки и политики. И в глазах затаенное с незапамятных времен стремление к стукачеству. И вечное, неизбывное желание обвинить Другого (Других) в том, что только по его (их) вине жизнь нации, государства, народа складывается как-то не так, как хотелось бы, как мечталось однажды темной ночью во время тревожной бессонницы.

Вспомним сталинские времена, их урок! Что было! Патологическая боязнь индивида, индивидуального, значит инициативного. Ведь индивидуальное противостоит коллективному, плебейскому, в котором можно легко спрятаться, раствориться, не беря на себя рискованное, но необходимое решение той или иной неотложной задачи. Безликость коллективного тела прекрасно оттеняет лидеров самого разного калибра. На таком фоне Хозяин себя чувствует настоящей примадонной. Поэтому в нарциссическом угаре окружает себя не личностями-индивидами, способными мыслить и иметь собственное мнение, а аморфным, безголосым, лишенным инициативы, безликим коллективным телом, постоянно тасуя эти засаленные шестерки, безрезультатно перемещая их с места на место. И ответная плата соответствующая: предательство, тотальное казнокрадство и просто воровство, подтасовка истиной картины дел, фальсификации, возведенная в ранг нормального положение дела тотальная продажность чиновников, доведенное до крайнего комизма угодничество и подобострастие пред выше стоящим начальником, наконец, отречение от своего хозяина, если его хватка ослабла или он на смертном одре. И вроде драмы никакой нет.

У нас приятные люди на вид. Плосколицые и круглолицые. Без особых примет. Веселые. Любят коллективно поедать жирный плов и зарабатывать деньги. Много денег, собственно, как во всем мире нормальные люди. Только не знают где и как их зарабатывать на просторах родной Отчизны, учитывая плачевное состояние экономики, ведомой нынешним генеральным экономистом.. И архитектором, и скульптором, и… и… и… заодно. Конечно, не агнцы в шкурах льва с торчащими клыками! Нет! Скорее отдаленно похожи на святош. Хоть не дали ему обещанной воли, заранее ликует коллективная душа сытого и веселого узбекского народа, терпеливо ждущего приход обещанного Великого Будущего. Считанные лица, пока единицы, уже добрались до него и живут в нем. Непоседливая, нетерпеливая молодежь, чтобы научиться ценить результаты мудрого правления, тысячами уезжают в другие государства, к другим народам, чтобы увидеть, убедиться в какой убогости живут эти «бедные» народы, управляемые бездарными, тупыми вождями.

А воля вымарывать, выскребывать, выскабливать, зачищать историю по своему усмотрению у нас называется Исторической Справедливостью.

Наследством у нас осталась одна неискоренимая номадская черта: "То, чего у меня нет, я заберу и присвою во время набега. Если будет неудачным набег, выдумаю и выдам за уже существовавшее!".

В 1455 году родился в Герате иранский мальчик Кемалетдин Бехзад, впоследствии ставший великим художником. Дружил с жившим в Герате иранским поэтом Алишером Навои, иногда писавшего рубаи на родном его матери тюркском языке. Правителем Герата моголом Султан Хусейном в конце 15 века Кемалетдин Бехзад был назначен начальником библиотеки. Потом, в начале 16 века, Герат был захвачен Шейбани-ханом, который оставил его в прежней должности. Узбек Шейбани-хан не понравился художнику. Написав портрет нового правителя с очень точной характеристикой завоевателя и оккупанта, он покинул Герат. Ушел к своим. Основатель Сефавидской династии в Иране Шах Исмаил I назначил Кемалетдина Бехзада главой шахской библиотеки в его столице, Тебризе. Умер художник в Тебризе. Нога иранца не ступала на территорию современного Узбекистана. Но мы построили посвященный ему музей и переименовали в его честь художественный институт и художественный лицей, выскоблив из флэшки национального масштаба имена выдающихся деятелей, в честь которых прежде назывался этот институт и художественное училище, ныне лицей. Тихо прикарманили иранца-художника вместе с его приятелем Алишером Навои, Авиценной и другими таджикско-иранскими светилами, монгола Тимурленга и его многочисленную родню, предварительно низвергнув ее и уничтожив. Теперь добрались до античности, иранских огнепоклонников с "Авестой" и даже до неандертальцев эпохи мустье. Конечно, можно назвать художественный институт именем академика Урала Тансыкбаева, но он, к сожалению, исходя из дискриминации по национальному признаку, хоть наш родной брат казах, но не узбек, как полагается. Тогда почему не назвать институт именем очень достойного человека, много сделавшего для нации и народа, много лет отдавшего преподавательской деятельности, профессора живописи, академика Рахима Ахмедова? К тому же он чистокровный узбек. Для этого нужна отмашка свыше.

Вслед за мифическим, восточным Ренессансом в книгах и статьях нынешних докторов искусствоведения и академиков Академии искусства Узбекистана читателю настойчиво вдалбливается мысль о существовании античности узбеков или узбекской античности. В советское время дали бы такому "академику" или "доктору" по "мозгам" по полной программе за такую лженаучную трактовку, за непрофессиональную вольность, поправили бы в лучшем случае: "Античное искусство на территории Узбекистана", "таджикское искусство" или "иранское искусство на территории Узбекистана".

Не зря ты упомянул о найденных А.П. Окладниковым в 1938 году остатках мальчика-неандертальца мустьерской эпохи и 2853 каменных изделиях в гроте Тешик-Таш , что в отрогах Гиссарского хребта. Да, пытаются, зондируя ответную реакцию свыше, придать этим находке статус прапрапращура узбеков, а скребла, отщепы и другие каменные орудия примеривают в качестве предтечи национального бытового инвентаря. Только ждут одобрительную отмашку! На старение городов отмашка получена. Как это! Столица Государства с Великим Будущим и не древний город! И Ташкент разом "постарел".

Мы гордимся нашим современным узбекским научным и творческим корпусом. Особенно его многочисленностью. Взводы, роты, батальоны, полки. Скоро наберется Дивизия. Первая. Вторая. Потом, Армия. В Союзе Художников Узбекистана состояло не более 400 членов. Живописцы, скульптора, керамики, ювелиры, искусствоведы, народные мастера, плакатисты, графики, оформители, художники кино и театра. Это были настоящие профессионалы, прошедшее тройное сито отбора. Союз запретили и переформатировали в Академию художеств. Теперь при Академии создан полномасштабный полк отечественных "творцов", более 1200 "штыков". "Как ты попал в кузиевскую Академию?", - спрашиваю незнакомого художника, - он радостно вертел членским билетом, показывая его таким же членам, торгующим своими "шедеврами" на уличной мостовой, около центра "Заравшан". "Туда всех принимают. Надо только заплатить взнос", - отвечает. "Сколько?", - спрашиваю. "Я заплатил 20 000 сум. А так стоит 10 000 сум". Да, меньше чем за 10 долларов можно стать полноценным, полнокровным членом.

Кажется, что в нашей прекрасной Отчизне только тупой и ленивый, но без соответствующего "зеленого шелеста в кармане", еще не защитил кандидатскую или докторскую степень! Отсюда уровень. Не только научный. О нравственности упоминать поздно. Если упоминать о нравственности, то в таком случае флэшку национальной узбекской науки и искусства, вместе со всеми новоявленными "светилами", нужно отформатировать почти до нулевого уровня, стереть все содержимое. Или вовсе утилизировать в целях национальной безопасности раз в ней засел неистребимый вирус лженауки и искусства, обслуживающий текущей политический момент, а также опасный вирус низкопоклонства, мелкотравчатого чванства, откровенного карьеризма и коррумпированности, превращения академических институтов в проходной двор для всякого рода проходимцев.

Дорогой Баходыр, я старый человек, меня уже не перекуешь, не купишь, не переформатируешь. И уже не перекодировать мое сознание. Только можно мое имя выскоблить из современной флэшки национального масштаба, да из карты памяти нашей быстро и "дурно растолстевшей" Академии художеств. Но я предполагаю, что уже где-то в иной академической тиши сидят люди, которые профессионально занимаются переформатированием сегодняшней флэшки национального масштаба и государственного достоинства. Выскабливают подчистую из карты памяти всякое упоминание о нынешних "национальных героях" всех мастей и рангов. Собственно, повторяют все то, что сделали эти "герои" в 90-х годах и продолжают делать в настоящее время. Что ж, своеобразная "традиция" варваров.

Всех благ желаю в Новом Году!